Что такое раппорт на обоях, и почему этот параметр важен при работе со стеклообоями?
Многообразие обоев, которые предлагают специализированные торговые точки и многочисленные профильные интернет-магазины, зачастую ставит в тупик владельцев недвижимости, задумавших провести обновление интерьера своего жилья. Несмотря на довольно большой ассортимент различных видов обоев в розничной продаже, у них есть много общих свойств и характеристик, одной из которых является раппорт. Этот параметр очень важен, поскольку от него зависит окончательный внешний вид городской квартиры или загородного дома после выполненного ремонта.
Прежде чем ответить на вопрос, почему раппорт нужно обязательно учитывать при работе со стеклообоями, давайте попробуем разобраться, что же такое «раппорт». Как и многие другие слова, давно и прочно обосновавшиеся в русском языке, слово «раппорт» пришло к нам из французского языка. Слово «rapport» во французском языке имеет несколько значений. Если отбросить первый и вполне очевидный по звучанию смысловой блок, который включает в себя такие варианты переводов как «отчёт», «доклад», «обзор» или же просто «рапорт», останется второй смысловой блок, содержащий понятия, применимые к обоям: «соотношение», «отношение» или «коэффициент». Следуя логике перевода, раппорт на обоях – это циклично повторяющаяся часть рисунка или орнамента. Причём в данном случае речь идёт о цикличности, которую можно наблюдать на полотнах обоев в продольном направлении – вдоль полотна. Повторяющийся поперёк полотна рисунок или орнамент тоже можно назвать раппортом, но его показатели не является важными при наклеивании обоев. Иными словами, раппорт – это выраженное в мерах длины (метры или сантиметры) расстояние между одинаковыми, повторяющимися элементами дизайна обоев.
В различных отраслевых стандартах и ГОСТах выделяют несколько видов раппорта, стыковки и подгонки рисунка:
- свободная стыковка, при которой раппорт не учитывается, и обои наклеиваются без подгонки рисунка;
- прямая стыковка, которая предписывает учитывать раппорт, но наклеивать обои без смещения (то есть, рисунок или орнамент располагается на стенах строго вертикально);
- смещённая стыковка, которая является частным случаем предыдущего варианта, но добавляет в процедуру подгонки рисунка смещение. В этом случае на этикетке указывается и раппорт и смещение, например 50/25, где 50 см. – это раппорт, а 25 см – смещение. При наклеивании обоев с таким способом подгонки рисунка, он располагается на стене «лесенкой»;
- встречная стыковка говорит о том, что каждое следующее полотно обоев следует переворачивать «вверх ногами», по отношению к предыдущему полотну.
Теперь, когда мы узнали, что такое раппорт на обоях, давайте разберёмся, почему этот параметр так важен при работе со стеклообоями. На первый взгляд может показаться, что раппорт важен только при работе с обычными обоями, имеющими какой-либо рисунок, нанесённый типографским способом. Понятно, что поклеенные без подбора такого рисунка на соседних полотнах обои будут выглядеть на стене, по крайней мере, странно. Стеклообои же являются фактурными настенными покрытиями под покраску и не имеют цветного рисунка, который нужно бы было учитывать при наклеивании. Но подгонять стеклообои всё-таки нужно, как и учитывать раппорт на некоторых артикулах и видах обоев.
Как же нужно подгонять стеклообои, если на их полотнах есть только фактурный, рельефный орнамент, образующийся за счёт переплетения стеклонитей? Простые стеклообои классической коллекции Wellton Optima и профессиональной серии Oscar не имеют раппорта, но подгонка рисунка для них важна не менее соблюдения раппорта. Такие классические стеклообои подгоняются по уточной нити, петляющей поперёк полотен между нитями основы. Для такой подгонки достаточно совсем небольшого сдвига, часто в 1-2 сантиметра, чтобы уточная нить с одного полотна плавно переходила в аналогичную нить на втором полотне, не теряя своего «движения». И если на кромке первого полотна уточная нить находится над нитью основы, то на втором полотне она должна «нырнуть» под такую же нить. И наоборот: уточная нить, выходящая из-под нити основы на первом полотне должна продолжиться уточной нитью второго полотна, поднявшись над нитью основы. При такой подгонке стыковочный шов на стеклообоях получается почти незаметным, поскольку рисунок петляющей уточной нити сохраняется на соседних полотнах.
Все стеклообои дизайнерской коллекции Wellton Decor имеют раппорт, который обязательно нужно учитывать при наклеивании полотен. Причём на стеклообоях Wellton Decor почти всегда используется прямая стыковка рисунка, без смещения, хотя сдвиг рисунка на некоторых артикулах возможет. Например, стеклообои «Бабочки» можно наклеивать, как по прямой стыковке, так и смещая орнамент, расположенный по центру полотна. Говоря о раппорте, важно понимать, что его размер вовсе не означает то, что это количество сантиметров нужно отрезать и выбрасывать. Количество вырезаемых для подгонки фрагментов полотен напрямую зависит от раппорта конкретного артикула стеклообоев и высоты оклеиваемого помещения, и иногда в отходы практически ничего не уходит.
И напоследок стоит упомянуть о наиболее удобном способе подгонки рисунка на фактурных полотнах стеклообоев. Делать подгонку рисунка лучше всего не на стене, а на полу, предварительно отрезав первое полотна по высоте потолка с небольшим запасом и раскатав рядом заготовку под второе полотно. При необходимости можно использовать дополнительный яркий боковой свет, который отлично проявляет фактурный рисунок на любых стеклообоях. Совместив два полотна на полу, нужно найти на них «переход» фактурного рисунка с одного полотна на другое, и отметить этот переход стрелками, нарисовав их обычным карандашом. После этого на стене нужно будет лишь совместить эти стрелки, чтобы добиться идеальной стыковки стеклообоев по рисунку и получить красивый и незаметный стыковочный шов. А после окрашивания все технические карандашные отметки будут скрыты под двумя слоями краски и не испортят внешний вид вашего жилья.